Однако не менее тяжела и остальная крайность — устремление ограничить общественную теорию фамильными дефинициями объединения, бессрочными и верными уложениями общественной организации, игнорируя реальное многообразие ее форм. Воплощаясь в яви, это устремление приводит к плохим формочкам абстрактного априоризма, старательного приурочить все разнообразие исторических реалий под некритически рожденные и потому сомнительные по своей ценности макроабстракции. Оно недешево стало многим ученым и в том количестве тем сторонницам «исторического материализма», какие намеревались, что «подлинная» наука «отвергает умозрительное рассмотрение объединения, спрашивая отметки всех общественных явлений и событий в пределах определенной социально - экономической формации»7. Секрет научного успеха заключается в умении пройти как Сциллу номинализма с его презрением к высочайшим умозрению, так и Харибду философского реализма, отрывающего универсалии науки от их настоящей начала в разнообразной, плюралистической яви.